Эколого-аналитическая лаборатория

Экскурсия по эколого-аналитической лаборатории мониторинга и защиты окружающей среды (Лаборатория ЭАЛ)

Andrey_Kozlov_5795

Заведующий лабораторией — кандидат биологических наук, доцент кафедры экологического образования и рационального природопользования Козлов Андрей Владимирович

Общие сведения

    Эколого-аналитическая лаборатория мониторинга и защиты окружающей среды (ЭАЛ) была образована в 2014 году при кафедре экологического образования и рационального природопользования на факультете естественных, математических и компьютерных наук НГПУ им. К. Минина.
На сегодняшний день она входит в семерку научно-образовательных центров Мининского университета, которые составляют единый учебно-научный лабораторный комплекс, созданный в 2015 году при участии целевого субсидирования Минобрнауки России.
Мы также рады сообщить вам, что с большинством лабораторий вы можете познакомиться дистанционно, воспользовавшись нашим новым 3D-туром (ссылка на ресурс)!


Техническое введение

     Эколого-аналитическая лаборатория расположена во втором корпусе Мининского университета, где сосредоточены основные образовательные и научные подразделения факультета естественных, математических и компьютерных наук.
Лаборатория занимает одно помещение – аудиторию № 108. Она оснащена современной лабораторной цельнометаллической мебелью, предназначенной для безопасной работы студентов и научных работников в условиях использования химических веществ и объектов окружающей среды, содержащих экотоксиканты.
Аналитически лаборатория ЭАЛ представляет собой комплекс разнообразной лабораторной техники и оборудования основного и вспомогательного предназначения, состоящий преимущественно из передовых типов и моделей физико-химических устройств, используемых в современной эколого-аналитической практике. Лаборатория соответствует всем требованиям безопасности ведения образовательного процесса и научной работы.
В лаборатории ЭАЛ реализованы все этапы проведения экологического анализа объектов окружающей среды, – отбор проб, пробоподготовка, непосредственное проведение экологического анализа и камеральная обработка данных. Основными объектами окружающей среды, которые исследуются в рамках образовательного процесса и научной работы, являются почвы и грунты, растительная биомасса и вода и различного происхождения, пищевое сырье и продукция, отходы и воздушные массы.

Генеральные матрицы

Миссией лаборатории ЭАЛ является развитие перспективных образовательных и научных направлений в области экологии при Мининском университет и постоянное совершенствование экспериментального обеспечения образовательных программ экологического бакалавриата и магистратуры.

Главными целями создания данной лаборатории явилось укрепление реализации профессиональных компетенций в образовательном процессе при подготовке бакалавров и магистров-экологов, научно-практическая поддержка образовательного процесса студентов, научно-прикладное обоснование выполнения дипломных, бакалаврских работ и магистерских диссертаций, а также постепенное внедрение дополнительного образования в систему подготовки высококвалифицированных экологических кадров.

 

Обоснование назначения лаборатории

         В рамках образовательного процесса лаборатория ЭАЛ позволяет студентам
осваивать современные методики проведения экологические анализа объектов окружающей среды.20160218_091659

      20160218_092236(0)Определение показателей качества и безопасности контактирующих и сопредельных с человеком сред, по которым на данный момент насчитывается свыше 5000 единиц нормируемых параметров, а также измерение критериев качества жизни человека, зачастую носит исключительно лабораторно-аналитический характер. В тоже время объективность оценки полученных данных, в свою очередь, невозможна без знания особенностей методической базы проведения исследований. В связи с этим знание методик определения вышеупомянутых параметров и умение применять их на практике в экологической профессиональной деятельности будущего специалиста предопределяется наличием лаборатории, оснащенной современным эколого-аналитическим и вспомогательным оборудованием, необходимым для полноценного получения профессионального образования.

       Поскольку современное природопользование и промышленность уже не обходятся без наличия собственных экологических лабораторий и наличия штата экологов-аналитиков и экологов-экспертов, внедрение в образовательный процесс как отдельных занятий, так и комплексов дисциплин по обучению лабораторному делу и собственно эколого-аналитическим навыкам, позволяет повышать профессиональную компетентность в области нормативно-методического обеспечения экологической безопасности производственных процессов различных видов промышленности и в целом прививать студенту реальные эколого-аналитические практики.

      Полноценное освоение студентом базы лабораторно-аналитических знаний и умений в процессе его обучения невозможно только лишь за счет компьютерных (презентационных) или иных видов теоретических и наглядных демонстраций без получения сугубо практических способностей – без прививания чисто практического навыка «работы руками». Поскольку прикладная экология зачастую носит сугубо научно-исследовательский характер, наличие лаборатории при кафедре позволяет студентам не только освоить основные стационарные лабораторные методы экологической оценки состояния компонентов окружающей среды, но и закрепить понимание обучающимся приоритета анализа объекта над его оценкой в рамках Модели экологического анализа окружающей среды: «цель исследования → объект исследования → определяемый показатель → методика исследования → анализ → результат → оценка».

Резюме

       Современный выпускник, получивший квалификацию бакалавра или магистра-эколога, востребован на кадровом рынке в первую очередь как эколог-аналитик, знающий современную методическую, приборную и иную лабораторную базу и умеющий непосредственно проводить лабораторные исследования по принципу «умения стоять у прибора». Согласно вышеуказанной Модели приоритета анализа над оценкой данное обстоятельство непосредственно подчеркивает обязательность наличия лабораторно-аналитической базы по химическому, физико-химическому и биологическому анализу компонентов окружающей среды, необходимой для постепенного и полноценного получения студентом знаний, умений и навыков в рамках квалификации эколога.

 

     В рамках научной работы лаборатория ЭАЛ под руководством отдельных членов профессорско-преподавательского состава кафедры экологического образования и рационального природопользования позволяет студентам проводить подготовку научно-исследовательской части выпускных квалификационных работ фактически «с нуля».

     Основываясь на современных актуальных проблемах рационального природопользования, экологического состояния компонентов окружающей среды и мониторинга показателей определенного изучаемого явления, работа в лаборатории позволит лично и независимо от сторонних экологических организаций (в том числе и от мест прохождения производственной практики) ставить цель и задачи исследования, проводить анализы и грамотно интерпретировать полученные данные. В итоге данное обстоятельство решает проблему получения не только навыков лабораторно-исследовательской работы студента-эколога в лаборатории, но и задачу наличия реальных данных, а также – понимания будущим специалистом многогранности, сложности и рутинности прикладных экологических исследований.

     Лаборатория ЭАЛ позволяет заниматься собственными независимыми эколого-аналитическими исследованиями компонентов окружающей среды в призме актуальных экологических проблем современности.

В связи с этим проведение научных изысканий при Эколого-аналитической лаборатории позволяет:

  1. участвовать в пополнении прикладной и теоретической научной базы экологии в виде написания публикаций в высокорейтинговые журналы и иные издания;
  2. объективно формировать межвузовские научные отношения;
  3. выдвигать соискателей на защиту диссертационных исследований;
  4. формировать собственную научную школу при ВУЗе.

 

Резюме

    Реализация вышеуказанных научных критериев экологии при Мининском университете возможна и необходима, поскольку она традиционно считается высоким уровнем развития научной стороны ВУЗа в сфере деятельности высших школ.

       В частности, начиная с 2014 года под научным руководством доцента кафедры экологического образования и рационального природопользования, кандидата биологических наук А.В. Козлова, выполняется длительное комплексное экологическое исследование по влиянию кремниевых носителей на биологическую продуктивность основных сельскохозяйственных культур Нижегородской области и состояние почвенно-биотического комплекса в условиях дерново-подзолистых легкосуглинистых почв Левобережья. Данная тематика является одной из актуальных в области агроэкологии и требует наличия лабораторной составляющей при проведении исследований.

 

Специфика лабораторного оборудования

и комментарии к нему

         Отличительной особенностью лаборатории ЭАЛ является тот факт, что в ней соблюден принцип стремления к полной укомплектованности.

      Здесь имеется специализированные устройства для проведения отбора проб из объектов окружающей среды:

         — пробоотборник (бур) Эдельмана для отбора проб почвы;

         — батометр гидрологический для отбора проб воды из водоемов с различной глубины;

         — аспиратор для отбора и экспресс-анализа проб воздуха.

   В лаборатории имеется полноценный комплект специализированного оборудования для проведения пробоподготовки объектов окружающей среды: весы различной степени точности, автоклав, колбонагреватель, магнитная мешалка, встряхиватель, термостат с охлаждением, сухожаровой шкаф, центрифуга, водяная баня, аквадистиллятор, нагревательная плита, мельница лабораторная, облучатель бактерицидный, сита, а также автоматические дозаторы, штативы, лабораторная посуда и химические реактивы.

Наконец, лаборатория ЭАЛ оснащена передовыми моделями эколого-аналитических устройств, предназначенными для непосредственного проведения анализа объектов окружающей среды:

— спектрофотометр ПЭ-5400 ВИ;

— фотоэлектроколориметр КФК-2;

— рН-метр МАРК-903;

— иономер Эксперт-001-3(0.4);

— инверсионный вольтамперометр-полярограф ТА-Lab;

— люминесцентно-фотометрический анализатор ФЛЮОРАТ-02-4М;

— экспресс-анализатор токсичности БИОТОКС-10М.

рН-метр МАРК-903, спектрофотометр ПЭ-5400 ВИ, фотоэлектроколориметр КФК-2 и иономер Эксперт-001-3(0.4) позволяют проводить комплексную оценку катионно-анионного состава воды, водной и солевой вытяжек почвы, а также оценку качества и экобезопасности продуктов питания.

Инверсионный вольтамперометр-полярограф ТА-Lab позволяет проводить определение в почве и воде различных концентраций элементов, относящихся с точки зрения экологической токсикологии к тяжелым металлам, – кадмий (Cd), ртуть (Hg), свинец (Pb), цинк (Zn), хром (Cr), никель (Ni), медь (Cu) и т.д.

Данные элементы обладают различной степенью токсичности, а их содержание в объектах окружающей среды лимитировано экологическими нормативными документами федерального уровня. Поэтому определение концентраций тяжелых металлов является приоритетной задачей деятельности любой эколого-аналитической лаборатории.

Люминесцентно-фотометрический анализатор ФЛЮОРАТ-02-4М позволяет проводить определение в почве и воде различных концентраций многих загрязнителей, в том числе высокотоксичных соединений органической природы – анионные и катионные поверхностно-активные вещества, нефтепродукты, бенз(а)пирен, фенолы, формальдегид, а также некоторые особо токсичные соединения мышьяка, цианидов и роданидов.

         Экспресс-анализатор токсичности БИОТОКС-10М позволяет проводить интегральную экологическую оценку степени токсичности почвы, воды, пищевого сырья и продукции.

Пробоотборники, вспомогательное оборудование и основные измерительные средства

_AUK3SDYL4M dsVIlNZ-3nk eWG5lpjKpUM JiKnxVTV1Aw jybm2cGrXak kKnV26V15B0 rhudCvgDTVw Tr7Kw0yIm40 zobl_D1JQQo zV-eau3g9XU

Тематический план учебных занятий в ЭАЛ

      Стартовыми дисциплинами при освоении лаборатории ЭАЛ в рамках образовательного процесса являются:

— Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды;

— Методические основы научно-экологических исследований;

— Экологический аудит экологической безопасности.

          В рамках данных курсов лаборатория ЭАЛ позволяет:

  1. освоить базовые навыки работы в эколого-аналитической лаборатории на основе знаний техники безопасности, элементарных техник работы с лабораторной посудой и правил приготовления различных реактивов, а также порядка работы с приборной базой;
  2. освоить студентам основные требования к постановке и проведению всевозможных научных исследований в области экологии;
  3. поставить эксперименты по определению степени экологической токсичности различных химических веществ;
  4. определить концентрацию экотоксикантов в пробах различных объектов окружающей среды и оценить ее с точки зрения экологической безопасности, основанной на нормативной документации;
  5. в рамках учебной практики оценить экологическую безопасность конкретных техногенных объектов местности на основе отбора и анализа проб почвы, воды и воздуха, и их анализа в лаборатории.

       Таким образом, освоение студентами лабораторно-аналитической стороны различного рода экологических исследований, знакомство со специализированным оборудованием и познание современных методик анализа в рамках общей идеи обучения специалиста-эколога, проходящей через призму научного подхода к изучению проблем современной экологии, в реальной перспективе позволяет:

  1. предоставить научно-практическую поддержку образовательного процесса студентов и научно-прикладное обоснование выполнения дипломных, бакалаврских работ и магистерских диссертаций;
  2. укрепить реализацию профессиональных компетенций в образовательном процессе при подготовке бакалавров и магистров-экологов;
  3. не только оптимизировать, но и модернизировать образовательный процесс за счет экспериментального обеспечения образовательных программ экологического бакалавриата и магистратуры.

    В итоге мы можем уверенно говорить о том, что создание Эколого-аналитической лаборатории мониторинга и защиты окружающей среды при кафедре экологического образования и рационального природопользования Мининского университета позволят полноценно развивать не только научную, но и образовательную деятельность кафедры и вуза.

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: